Обучение и развитие персонала в организации

Обучение и развитие персонала в организации

Сегодня профессиональные навыки сотрудника не всегда достаточны для выполнения задач компании в условиях современной конкурентной рыночной среды. Поэтому эффективность бизнеса во многом зависит от развития персонала и возможностей обучения, несмотря на постоянное изменение требований.

Тем не менее, существуют основные принципы, на которых основывается работа специалистов в области кадров. Они включают в себя поиск наиболее подходящих кандидатов на вакансии, анализ требований и правильный выбор программ обучения.

Для эффективного развития персонала необходимо руководствоваться знанием моделей поведения и требований на рынке труда. При этом реализации принципов работы «кузницы кадров» помогают такие методы, как подбор профессиональных курсов, семинаров и конференций. Важно также помнить, что персонал должен постоянно обновлять свои профессиональные навыки для оптимального выполнения задач, поэтому регулярная оценка и обучение сотрудников также являются важными элементами работы кадровиков.

Развитие персонала организации: различия между обучением и адаптацией

Различие между процессом обучения и адаптации персонала является важным аспектом правильной организации управления развитием персонала. Адаптация - это процесс, направленный на то, чтобы новый сотрудник освоил правила и нормы компании и конкретного подразделения. Как правило, адаптационный период необходим как новым сотрудникам, так и тем, кто перевелся на работу в другой отдел или филиал. На начальном и конечном этапах адаптации, профессиональный уровень сотрудника остается примерно одинаковым. Поэтому выгоднее повышать профессиональный уровень уже работающих в компании сотрудников вместо того, чтобы нанимать новых, что потребует периода адаптации.

Обучение персонала, в свою очередь, направлено на расширение профессиональных компетенций. Идеально обучение должно стать частью стратегии компании и планироваться заблаговременно, например, при вступлении на новый рынок сбыта товаров и услуг, при техническом перевооружении и модернизации производства или при расширении сфер деятельности. Обучение персонала также может быть стимулировано неожиданными причинами, такими как снижение продуктивности всей компании или ее подразделения, и изменения в законодательстве.

HR-отдел, а в крупных компаниях - специалисты учебного отдела отвечают за обучение персонала. Выявление потребности в обучении первостепенно в организации обучения правильно. Для его выявления могут использоваться различные методы, среди которых:

  • аудит личного дела сотрудника, где специалисты уточняют, когда сотрудник получил свое первое образование и дополнительное образование.
  • анализ деятельности сотрудника за время испытательного срока. Это помогает руководству решить, стоит ли продолжать работу с выходом на постоянную работу или отказать.
  • сбор заявок на обучение, принятых от начальников структурных подразделений или самих сотрудников.
  • Аттестация сотрудников

Обучение персонала может быть организовано двумя способами: внутрифирменным и внешним. Внутрифирменное обучение организуется при наличии отдела обучения и развития персонала, или при достаточном количестве управленческих работников, способных обучать менее опытных коллег и курировать их работу. Это имеет преимущества, такие как безотрывность от производства и строгая привязка к нуждам компании, затем имеет обратную сторону, так как обучающиеся не могут узнать свежих идей и методов внутри компании. Внешнее обучение организуется, если у компании нет необходимых кадровых ресурсов для внутренней организации обучения. Сотрудников могут отправить на учебные курсы либо позвать внешних преподавателей. При этом компания может столкнуться с дополнительными затратами. Кроме того, внешнее обучение носит более общий характер и не учитывает специфику работы конкретной компании. Выбор того или иного типа обучения или их сочетания зависит от концепции обучения, которую хочет осуществить руководство, а также от целей компании.

В качестве примера, если в компании требуется увеличить уровень владения английским языком для освоения нового рынка, то аттестация сотрудников позволит выявить сотрудников, которым требуется расширить профессиональную лексику. Для таких сотрудников может быть создана концепция специализированного обучения внутри компании, в то время как сотрудники начинают учить язык с нуля могут быть отправлены на внешнее обучение, ориентированное на личность. Продвинутые владельцы профессиональной лексики могут участвовать в программе многопрофильного обучения, которая включает внешнее и внутреннее обучение.

Метод обучения персонала зависит от выбранной фирмой формы обучения - внутренней или внешней. Внутреннее обучение включает в себя несколько методов:

  • Инструктаж. Новому работнику предоставляется общая информация о работе (например, о технике безопасности или использовании оборудования). От участия в инструктаже обычно никто не освобождается.

  • Ротация. Временный перевод сотрудника в другое подразделение для получения новых знаний и опыта. Например, работы в одном из наиболее успешных филиалов компании, чтобы перенять практический опыт и применить его в своем подразделении.

  • Наставничество. Работа под наблюдением более опытного сотрудника. В Великобритании такой вид наставничества называется buddying и отличается равноправным общением между наставником и подопечным. Предполагается, что это общение полезно для обоих участников. Наставники выбираются из числа амбициозных сотрудников, которым интересно делиться своим опытом и двигаться по карьерной лестнице.

  • Shadowing. Этот метод используется в компаниях, которые сотрудничают с университетами и колледжами. Студенты старших курсов проводят один или несколько рабочих дней рядом со специалистом в режиме его "тени". Этот метод позволяет познакомить студента с профессией в реальных условиях.

Внешнее обучение включает в себя несколько методов:

  • Курсы повышения квалификации или тренинги. Это пассивное обучение. Обучающийся слушает лекции, участвует в семинарах, разбирает кейсы и игры. Этот вид обучения может быть и дистанционным и модульным, но он требует значительных затрат при низкой мотивации обучающихся, которые могут рассматривать обучение как формальность.

  • Самообучение. Идеальный сотрудник занимается самообучением постоянно, читает специализированную литературу, участвует в вебинарах и общается на профессиональных форумах. На практике, это занятие далеко не у всех.

  • Конференции. Это форумы для обмена опытом и налаживания деловых контактов. Они положительно влияют на имидж компании в целом и укрепляют деловую репутацию участвующих сотрудников.

Некоторые методы обучения персонала могут быть использованы как внутри, так и вне фирмы, например, secondment. В этом случае работник может обучаться не только в другом департаменте своей компании, но и в другой компании. В России этот метод практически не используется, а в Европе он весьма популярен. Выбирая эффективные методы обучения персонала, компании должны руководствоваться системой развития своих сотрудников.

Система развития персонала — это ключевой инструмент, который помогает сотрудникам развивать свои профессиональные и личностные компетенции. Её функции включают в себя следующее:

  • Оценка профессионального и личностного уровня сотрудников, а также определение их потребностей в обучении.
  • Мотивирование персонала к обучению.
  • Выбор подходов и методов обучения, а также контроль за усвоением знаний.
  • Организация обучающих и контрольных мероприятий.
  • Анализ результатов для дальнейшей работы с персоналом.

Важно отметить, что обратная связь от сотрудников помогает улучшать и совершенствовать систему развития.

Даже единичное обучение требует ряда контактов внутри компании, а для создания эффективной системы развития персонала необходимо безупречное взаимодействие между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. При этом доверительная и здоровая обстановка в компании играет важную роль в мотивации персонала на успешное обучение и повышение их профессионального уровня. Особенно эффективным является комбинирование различных методов обучения и использование многофункциональных инструментов.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *